ВОПРОС:
Юридическое лицо — резидент Республики Беларусь заключил договоры с индивидуальными предпринимателями — резидентами Российской Федерации и Украины на оказание услуг по разработке программного обеспечения.
При перечислении дохода в адрес индивидуальных предпринимателей — нерезидентов был удержан подоходный налог по ставке 13% и перечислен в бюджет. Оказание данных услуг носит постоянный характер.
В июле 2019 г. индивидуальные предприниматели предоставили документы, подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации и Украины на 2019 год.
Каков порядок возврата ранее удержанного подоходного налога резидентам других государств после представления подтверждения статуса налогового резидента другого государства, с которым у Республики Беларусь заключено соглашение о избежание двойного налогообложения?
Имеет ли организация право самостоятельно вернуть нерезиденту ранее удержанный налог, а переплату учесть в счет последующих платежей по подоходному налогу, удержанному с заработной платы сотрудников либо необходимо направить в налоговый орган документ, подтверждающий статус налогового резидента другого государства, подать уточненную декларацию по налогу на прибыль в части данных по подоходному налогу и ждать возврата суммы налога из бюджета?
ОТВЕТ:
Для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, при определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы, полученные ими от источников в Республике Беларусь как в денежной, так и в натуральной формах (подп. 1.2 п. 1 ст. 196, ч. 1 п. 1 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — НК).
К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся денежные вознаграждения за оказанную услугу, получаемые плательщиками от белорусских организаций, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 197 НК).
Таким образом, доходы индивидуальных предпринимателей — резидентов Российской Федерации и Украины от оказания услуг по разработке программного обеспечения признаются доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, и соответственно подлежат обложению подоходным налогом в Республике Беларусь.
В то же время если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены НК, то применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 5 НК).
Применительно к рассматриваемой ситуации такими международными договорами являются Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 и Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 24.12.1993 (далее — Соглашения).
Соглашения распространяют свое действие в т.ч. на порядок взимания подоходного налога (ст. 2 Соглашений).
Для целей применения Соглашений компетентными органами Договаривающихся Государств налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей рассматривается применительно к термину «предприятие Договаривающегося Государства»
На основании п. 1 ст. 7 Соглашений прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только это предприятие не осуществляет коммерческой деятельности в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство.
Таким прибыль (доходы) российских и украинских индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от оказания услуг по разработке программного обеспечения, освобождаются от налогообложения налогом в Республике Беларусь.
Следует учитывать, что при применении норм Соглашения в отношении налоговых резидентов Российской Федерации — физических лиц следует сверять указанный в подтверждении ИНН физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, со сведениями на официальном сайте ФНС России (Режим доступа: www.nalog.ru.) в разделе «Все сервисы» - «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» (Режим доступа: https://egml.nalog.ru/) и электронном сервисе, предоставляющем доступ к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/) (ч. 3 и 4 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.11.2018 № 4-2-15/34263 «О подтверждении налогового резидентства российских индивидуальных предпринимателей»; далее – письмо № 4-2-15/34263).
Если из таких сведений следует, что гражданин, указанный в подтверждении, является индивидуальным предпринимателем, то он рассматривается как российское предприятие для целей применения Соглашения (ч. 7 письма № 4-2-15/34263).
Для освобождения от подоходного налога в соответствии с международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения плательщик представляет налоговому агенту и (или) в налоговый орган по месту постановки на учет подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) уполномоченным органом иностранного государства (далее — подтверждение) (ч. 1 п. 4 ст. 224 НК).
Подтверждение может представляться налоговому агенту или в налоговый орган как до, так и после уплаты подоходного налога с физических лиц. Подтверждение может быть представлено в виде электронного документа (ч. 2 п. 4 ст. 224 НК).
Подтверждение действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано (заверено), либо в течение указанного в нем периода. При наличии принятого налоговым агентом или налоговым органом подтверждения на текущий календарный год такое подтверждение, выданное (заверенное) в декабре текущего года без указания периода, на который оно действительно, принимается в качестве подтверждения на последующий календарный год. Текущим календарным годом является год, в котором выдано (заверено) подтверждение.
Если на момент выплаты дохода подтверждение не представлено налоговому агенту, то подоходный налог исчисляется обществом по ставке 13% и перечисляется в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 5, ч. 8 п. 4 ст. 224 НК).
После представления плательщиком подтверждения и заявления о возврате (зачете) налога налоговым агентом в установленном порядке производится возврат (зачет) ранее уплаченного (удержанного) подоходного налога (ч. 10 п. 4 ст. 224 НК).
Возврат плательщику излишне удержанного подоходного производится налоговым агентом:
- за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по указанному плательщику, так и по иным плательщикам;
- за счет собственных средств налогового агента с последующим возмещением за счет общей суммы подоходного налога с физических лиц, подлежащей перечислению в бюджет (ч. 5 и 6 п. 1, абз. 4 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 223 НК).
Таким образом, налоговый агент вправе вернуть излишне уплаченный подоходный налог после представления ему подтверждения и заявления о возврате (зачете) налога.
Обратите внимание, что налоговые агенты, выплачивающие на территории Республики Беларусь доходы гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства), обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о таких доходах. Данные сведения представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, в электронном виде и оформляются в форме справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме согласно приложению 3 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – Постановление № 100) (ч. 3 п. 8 ст. 216 НК, ч. 2 п. 8 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, утвержденной Постановлением № 100).
ВОПРОС:
Предоставляется ли работнику при исчислении подоходного налога имущественный налоговый вычет при строительстве жилья, если он производит оплату кредита не через учреждение банка, а посредством интернет-банкинга и предоставляет в бухгалтерию распечатанную электронную квитанцию, которую можно распечатать неоднократно?
ОТВЕТ:
Имущественный налоговый вычет при строительстве жилья на территории Республики Беларусь предоставляется плательщику и членам его семьи при одновременном выполнении следующих условий:
- плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора;
- плательщик и члены его семьи осуществляют расходы в т.ч. на погашение (возврат) кредитов банков, фактически израсходованных ими на строительство одноквартирного жилого дома или квартиры на территории Республики Беларусь. При этом проценты по этим кредитам также включаются в перечисленные расходы, исключение составляют проценты, уплаченные за несвоевременное погашение (возврат) таких кредитов и (или) за несвоевременную уплату процентов по ним (ч. 1 подп. 1.1 ст. 211 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — НК).
Имущественный налоговый вычет предоставляется плательщику любым налоговым агентом, выплачивающим ему доход (ч. 16 подп. 1.1 ст. 211 НК).
В соответствии с п. 2 ст. 211 НК имущественный налоговый вычет предоставляется физическому лицу в т.ч. на основании документов, подтверждающих фактическое погашение кредитов банков Республики Беларусь (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам).
В последнее время большое распространение получили электронные банковские сервисы, например, интернет-банкинг, М-банкинг и др., позволяющие совершать банковские операции через Интернет, исключая личное посещение банка.
Национальным банком Республики Беларусь совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь было подготовлено письмо от 15.03.2017 № 77-20/92 «О документах, являющихся основанием для предоставления социальных и имущественного налоговых вычетов» (далее – письмо № 77-20/92), в котором даются разъяснения о документах, оформляемых банками при безналичной оплате физическими лицами с использованием банковской платежной карточки (далее — карточка) расходов, в том числе по погашению кредитов, фактически использованных на строительство (приобретение) жилья.
Так, согласно п. 2 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34 (далее — Инструкция № 34), карт-чек — это документ на бумажном носителе и (или) в электронном виде, служащий подтверждением совершения операции при использовании карточки и являющийся основанием для оформления платежных инструкций для осуществления безналичных расчетов, составленный в соответствии с требованиями Инструкции № 34, банка-эмитента, банка-эквайера и (или) правил платежной системы.
Карт-чеки, сформированные на бумажном носителе, выдаются держателю карточки по требованию и помимо обязательных реквизитов могут содержать в соответствии с требованиями Инструкции № 34 иную информацию, в т.ч. реквизиты (сведения), перечень которых устанавливается банком самостоятельно.
Согласно банковскому законодательству Республики Беларусь документом, подтверждающим проведение по счету клиента, счету по учету кредитов операций при использовании карточки, является выписка по соответствующему счету, представляемая банком клиенту (далее — выписка). Выписка может содержать как обязательные сведения согласно законодательству Республики Беларусь, так и иные сведения, определенные банком исходя из условий договоров между банком и клиентом с учетом требований законодательства.
При отсутствии технической возможности формирования карт-чеков на бумажном носителе или недостаточности информации, содержащейся в карт-чеке, плательщику представляется выписка, содержащая необходимую информацию.
Таким образом, в случае осуществления плательщиком платежей, дающих ему право на получение имущественного налогового вычета, при использовании карточки посредством разнообразных каналов обслуживания, в т.ч. дистанционных, карт-чек или выписка будут являться одним из документов, позволяющих получать указанный налоговый вычет, вне зависимости от того, с использованием каких программно-технических средств составлен карт-чек (в банкомате, инфокиоске, платежном терминале, интернет-банкинге и др.).
При этом надлежащее оформление документа, являющегося основанием для предоставления плательщику имущественного налогового вычета, позволит обеспечить наличие в карт-чеке или выписке информации о:
- фамилии, имени, отчестве плательщика,
- сумме и дате оплаты,
- назначении платежа, включая номер и дату договора,
- сумме погашения основного долга,
- сумме погашения процентов (при необходимости их уплаты).
Это позволит также исключить возможность необоснованного получения имущественного вычета.
В случае если получателем платежа, дающего право плательщику на получение вычета, является банк и информация, указанная в карт-чеке или выписке, не содержит всех предусмотренных законодательством реквизитов, банк выдает плательщику справку, содержащую недостающую информацию (письмо № 77-20/92).
Ранее аналогичные разъяснения содержались в письме Национального банка Республики Беларусь от 5.11.2010 № 03-15/151 «Об оформлении документов для получения имущественных налоговых вычетов», действие которого было отменено письмом № 77-20/92.
Таким образом, для целей применения имущественного налогового вычета по подоходному налогу возможно использовать электронные документы (карт-чеки либо выписки), подтверждающие совершение банковских операций через Интернет посредством интернет-банкинга, при условии их формировании на бумажном носителе и наличии в них вышеуказанной информации.
Налоговому агенту могут быть представлены копии документов об оплате. В этом случае налоговым агентом или налоговым органом представленные копии сверяются с оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов — отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета (ч. 2 п. 4 ст. 211 НК).
Материал подготовлен
консультационным отделом
ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
ВСЕ-ВСЕ вопросы по налогам разбираем на курсе
НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ - 2019!!!
НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ. Новый Налоговый Кодекс 2019. Полное погружение! Подробнее >>> |
с 4 сентября 2019 |
72 уч.ч. дневная и вечерняя группы |
670.00руб с рассрочкой в 3 этапа |
Со всеми семинарами и курсами Вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ >>>