О проекте изменений Налогового кодекса с 2022 года

О проекте изменений Налогового кодекса с 2022 года

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» опубликован на сайте Министерства финансов (https://www.minfin.gov.by/upload/np/proekt/proekt_27092021.pdf).


Рассмотрим наиболее существенные изменения, которые планируются в налоговом законодательстве, касающиеся применения особых режимов налогообложения:


УСН

1. С 01.01.2022 не вправе будут применять УСН нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, и адвокаты, а также ИП, оказывающие услуги, за исключением:

  • • туристической деятельности;
  • • деятельности в сфере здравоохранения;
  • • деятельности сухопутного транспорта;
  • • услуг по общественному питанию;
  • • деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов.

Обратите внимание: 01.01.2023 для всех ИП исключается возможность применения УСН.


2. На 2022 год будут изменены лимиты валовой выручки, которые установлены для организаций для перехода на УСН и применения данной системы налогообложения:

 

табл1.jpg


* За первые 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организации претендуют на применение УСН. Этим критерием необходимо будет пользоваться для перехода на УСН с 2022 года.

** В течение календарного года.


3. Списочная численность работников организации не должна будет превышать 50 чел. для целей:

• перехода на УСН с 01.01.2022 (этот показатель будет рассчитываться в среднем за январь — сентябрь 2021 г.);

• применения УСН впервые зарегистрированными организациями в следующем году со дня их государственной регистрации;

• применения УСН уже действующими организациями. С месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором численность работников в среднем с начала года превысит 50 чел. они будут утрачивать право на УСН.

В 2021 году этом показатель составляет 100 чел. (абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).

Обратите внимание: в случае превышения в 2021 году критериев по выручке 2 150 000 руб. и по численности 50 чел. организация не сможет продолжить применение УСН в 2022 году.


4. С 2022 года исключается возможность применения УСН с уплатой НДС. Соответственно в НК, остаются только две ставки налога при УСН, одна из которых увеличивается:


табл 2.png


Обратите внимание: с 2023 года предполагается оставить только одну ставку налога при УСН в размере 6%.



5. В связи с тем, что с 2022 года исключается возможность применения УСН с уплатой НДС, отчетным периодом будет признаваться только календарный квартал.


6. С 2023 года расширится перечень организаций, которые не имеют право применять УСН. Это организации:

  • • имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;
  • • получившие от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку в соответствии п. 2 ст. 328 и п. 4 ст. 174 НК, в т.ч. если денежные средства получены этими организациями в следующих случаях:

- на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров; как возмещение (оплата) расходов, независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены;

- в качестве возмещения арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов, указанных в ч. 2 подп. 5.3 ст. 328 НК;

- в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.


Обратите внимание: данное ограничение не будет применятся, если плательщиком принято отраженное в учетной политике решение о признании денежных средств, при получении которых он не вправе применять УСН, его внереализационными доходами и указанные денежные средства включены им в валовую выручку.

Организация не будет лишаться права применения УСН, если получение ей денежных средств:

  • • является получением суммы займа (кредита) либо ее возвратом;
  • • осуществлено в результате ошибочного перечисления безналичных денежных средств (в т.ч. из-за технической ошибки банка), ошибочной передачи наличных денежных средств, и которые не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом их получения, возвращены организацией;
  • • является возвратом ранее перечисленных (предоставленных) этой организацией денежных средств, обусловленным, в частности, неисполнением (исполнением не в полном объеме) обязательств, возвратом товаров (отказом от работ, услуг).

7. Объектом налогообложения налогом при УСН по-прежнему будет признаваться валовая выручка (сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — выручка от реализации) и внереализационных доходов), но с 2023 года при определении налоговой базы выручка от реализации будет отражается с применением кассового принципа, т.е. по мере оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав (возмещения расходов и поступления иных сумм, составляющих выручку), в т.ч. получения предварительной оплаты, аванса, задатка, независимо от даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, даты осуществления возмещаемых расходов.



8. С 2023 года организации, применяющие УСН, обязаны будут вести учет в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН (далее — книга учета). При этом ведение учета в книге учета можно будет осуществлять в личном кабинете плательщика по установленной форме. Такие плательщики вправе будут использовать электронные сервисы, функционирующие в личном кабинете, для заполнения книги учета и декларации по налогу при УСН.

Наряду с ведением учета в книге учета организации смогут вести бухгалтерский учет и (или) составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность на общих основаниях, в т.ч. в целях организации учета, не обеспеченного ведением учета в указанной книге. При этом сохраняется кассовый принцип отражения выручки от реализации.


Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц


1. С 2022 года исключается применение единого налога ИП при:

  • • реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
  • • осуществлении дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подп. 1.2 ст. 337 НК;
  • • осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;
  • осуществлении общественного питания через мини-кафе, летние и сезонные кафе.

2. Для плательщиков – физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, список видов деятельности, которые они смогут осуществлять дополнены:

  • • услугами учителя-дефектолога;
  • • ландшафтным проектированием;
  • • курьерской деятельностью (деятельностью по доставке товаров, посылок, пакетов);
  • • чисткой салонов транспортных средств;
  • • содержанием могил и уходом за ними;
  • • арендой, прокатом развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и пр.).


3. Единый налог индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц утрачивает свое действие с 01.01.2023. Следовательно, с 2023 года для ИП останется только общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога.


Налог на профессиональный доход


С 01.01.2023 вводится новый налог на профессиональный доход.

Плательщиками данного налога будут признаваться физические лица.

Объектом налогообложения будут являться доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученные:

  • • от источников в Республике Беларусь, от источников за пределами Республики Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, плательщиками — гражданами Республики Беларусь;
  • •от источников в Республике Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, иными плательщиками.

Объектом налогообложения не будут признаваться доходы, полученные плательщиками в частности:

  • • от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
  • • от сдачи физическим лицам в наем жилых помещений (за исключением предоставления плательщиками жилых помещений для краткосрочного проживания), при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
  • • от продажи имущества, использовавшегося плательщиком для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • • от реализации лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукцией;
  • от сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции;
  • • от реализации овощей и фруктов (в том числе в переработанном виде), иной продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), молочных и кисломолочных продуктов (в т.ч. в переработанном виде), продукции пчеловодства, иной продукции животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица), как в живом виде, так и продуктами убоя в сыром или переработанном виде;
  • • от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их нанимателями менее 2 лет назад;
  • • от предпринимательской, нотариальной, адвокатской деятельности.

Ставки налога на профессиональный доход предполагается установить в следующих размерах:

  • • 10 % — в отношении доходов, полученных плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если сумма доходов не превышает в пределах календарного года 60 000 руб.;
  • • 20 % — в отношении доходов, превысивших в пределах календарного года 60 000 руб. и полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, независимо от размера примененного налогового вычета.

Справочно: лицо, впервые зарегистрированное в качестве плательщика налога на профессиональный доход, будет вправе уменьшить суммы дохода на сумму налогового вычета в размере 2 000 руб.

 

Налоговым периодом будет признаваться календарный месяц.

Плательщики налога на профессиональный доход до получения в календарном году первого дохода обязаны будут установить приложение «Налог на профессиональный доход» и направить через него в налоговый орган уведомление о применении налога на профессиональный доход. Налоговый орган через данное приложение будет уведомлять о сумме налога на профессиональный доход, подлежащей уплате по итогам месяца, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога.

Ремесленники в отношении ремесленной деятельности вправе будут уплачивать налог на профессиональный доход, но перейти на применение налога на профессиональный доход можно будет до уплаты ремесленного сбора. Если ремесленный сбор уплачен за год (его часть), то невозможно будет изменить порядок налогообложения.



Подоходный налог


  • • Увеличиваются размеры стандартных налоговых вычетов, предельные годовые размеры доходов, освобождаемых от налогообложения.
  • •Изменяется перечень необлагаемых доходов (не признаваемых объектом и освобождаемых).

• Вводится обязанность представления налоговыми агентами декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц. Ее необходимо будет представлять в электронной форме ежеквартально не позднее 20-го числа следующего за кварталом.

• Повышаются ставки налога в отношении доходов от сдачи в аренду и наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест.

• Вводится новая ставка подоходного налога в размере 20%, применяемая в отношении доходов:

✔ исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;

✔ при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц налоговым агентом;

✔ при установлении контролирующим органом факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.



НДС


  • • С 465 255 руб. до 460 000 руб. снижается критерий выручки для ИП, позволяющий при применении общего порядка налогообложения не быть плательщиком НДС.

  • • ИП вправе будут аннулировать ранее принятое решение об уплате НДС в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении о принятом решении об уплате НДС (для индивидуальных предпринимателей, государственная регистрация которых осуществлена в текущем году, — не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем его государственной регистрации).

  • • В связи с отменой режима налогообложения УСН с уплатой НДС исключены нормы об исчислении НДС при применении УСН.

  • • Из числа оборотов, не признаваемых объектами налогообложения НДС, будет исключена выдача контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров.

  • • Изменяется порядок определения места реализации, а также момента фактической реализации для целей исчисления НДС.

  • • От НДС будут освобождаться обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, работ (услуг), оказываемых белорусским организациям и индивидуальным предпринимателям в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами.

  • • Добавлена новая норма, регулирующая порядок исчисления и уплаты НДС иностранными организациями (иностранными ИП) при электронной дистанционной продаже товаров.

  • • Основанием для применения ставки НДС 10% в отношении лекарственных препаратов, прошедших все стадии технологического процесса, за исключением процессов фасовки и (или) упаковки, будет являться заключение Министерства здравоохранения Республики Беларусь на ввоз таких лекарственных препаратов на территорию Республики Беларусь, подтверждающее их предназначение для выполнения стадий технологического процесса «фасовка» и (или) «упаковка».

  • • Изменения вводятся в части корректировок сумм НДС, применения налоговых вычетов, возврата НДС и др. 



Налог на прибыль

  • • Увеличиваются предельные значения применения инвестиционного вычета:

✔ с 15% до 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию;

✔ с 30% до 40% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию.

  • • Изменяются подходы при определении затрат, учитываемых и не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Так, перечень нормируемых затрат предлагается дополнить расходами на рекламу.

  • • В состав внереализационных расходов будут включены отчисления нанимателями денежных средств профсоюзным организациям в размере не более 0,15 % от фонда заработной платы для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной культуры, реализации иных социально значимых целей, определяемых коллективным договором или иным соглашением между нанимателем и профсоюзной организацией.

  • • Ставка налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков может быть увеличена не более чем на 2% решением областных, местных Советов депутатов с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. 



Транспортный налог


  • • Расширяется перечень организаций, не признаваемых плательщиками данного налога, за счет включения в него органов внутренних дел и подчиненных им (входящих в их систему) организаций.

  • • Транспортные средства, выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц, будут признаваться объектом обложения транспортным налогом, но при подтверждении фактов угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами, плательщики вправе будут применить по ним освобождение (льготу) от транспортного налога.

  • • Налог за автобусы, информация о вместимости которых отсутствует, будет рассчитываться исходя из минимальной ставки налога, установленной для автобусов (это ставка для автобусов с числом посадочных мест до 20 включительно).

  • • Излишне уплаченные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней могут быть зачтены в счет уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по заявлению плательщика-организации.


Налог на доходы


 

  • • Уточняется термин «дивиденды». К ним планируется отнести также доход от доверительного управления составляющим паевой инвестиционный фонд имуществом, выплачиваемый владельцу инвестиционного пая по принадлежащим ему инвестиционным паям (за исключением части средств, получаемых в связи с прекращением существования этого фонда).

  • • К объекту налогообложения в виде доходов по кредитам, займам не относятся доходы, начисленные (выплаченные) иностранной организации, предоставившей отсрочку, рассрочку оплаты по договору за реализуемые ею товары (работы, услуги), имущественные права.

  • • Из объекта налогообложения исключаются услуги по обучению, установке, тестированию приобретаемого либо полученного во временное пользование нематериального актива.

  • • Компенсации за исполнение долговых обязательств будут признаваться объектом налогообложения.

  • • Налоговые агенты — физические лица, иностранные организации, не имеющие в Республике Беларусь представительства и не состоящие на налоговом учете, при выплате другой иностранной организации (плательщику налога) доходов от операций с ценными бумагами, реализуемыми (погашаемыми) на территории Республики Беларусь, должны будут подавать декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет организации, осуществляющей торговлю ценными бумагами.

  • • Перечень случаев, когда не нужно представлять подтверждение резидентства, дополняется иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме, а также иностранными организациями, осуществляющими электронную дистанционную продажу товаров.

  • • Не нужно будет представлять документы, подтверждающие сумму дохода участника (участников) иностранной организации, если в налоговый орган представлен список всех участников на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы, заверенный должностным лицом иностранной организации, содержащий информацию о доле дохода, приходящегося на участников, имеющих постоянное местонахождение в соответствующем государстве.

  • • Уточнены условия, при соблюдении которых иностранная организация будет признаваться фактическим владельцем дохода.


Акцизы


  • • Перечень подакцизных товаров дополнен двумя жидкостями для электронных систем курения и нетабачной никотиносодержащей продукцией;

  • • Глава 15 Налогового кодекса «Акцизы» будет дополнена новой статьей — ст. 159-1 «Особенности применения налоговых вычетов производителями нефтепродуктов».

  •  Увеличиваются ставки акцизов на большинство подакцизных товаров.

 

Налог на недвижимость


  • • В ином порядке организациями будет определятся налоговая база при исчислении налога на недвижимость по арендованным объектам налогообложения у физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей).

  • • Освобождение от налога на недвижимость впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты приемки, а также пониженные ставки налога (0,2 % — 0,8%) не будут применяться в отношении самовольных построек, принятых в эксплуатацию на основании решений местных органов власти.

  • • Исчисление налога на недвижимость по ставкам, уменьшенным решениями местных Советов депутатов, будет производится с 1 января года, в котором такие решения приняты, если это прямо предусмотрено в них.

  • • Закреплен порядок исчисления налога на недвижимость организациями, которые применяют общий порядок налогообложения либо особый порядок налогообложения, предусматривающий уплату налога на недвижимость в случае, если они переходят на особый порядок налогообложения без уплаты этого налога.

  • •Для физических лиц (в т. ч. ИП) планируется установить единую ставку налога на недвижимость в размере 0,1 %. При этом предлагается облагать налогом все квартиры, в т.ч. единственные. Предусмотрено, что некоторые категории граждан будут освобождаться от налога на недвижимость, например, несовершеннолетние собственники, а также недееспособные, инвалиды 1-й и 2-й групп, военнослужащие, пенсионеры и участники Великой Отечественной войны. Для тех, кто владеет несколькими квартирами, льгота будет распространяться только на один из объектов недвижимости.

О проекте изменений Налогового кодекса с 2022 года

Хотите получать свежие новости?

Подпишитесь на нашу расслыку